тел/факс 8-47(248) 3-29-65
309290, г. Шебекино, пл.Центральная, 2,
Email: Kom_Ekonom@sh.belregion.ru
Всемирный день защиты прав потребителей проводится ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года. Праздник получил широкую поддержку в профессиональных кругах и обществе. В Российских кругах этот день отмечается с 1994 года. Всемирный день прав потребителей в 2018 году проходит под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
В настоящее время главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета.
Правительством поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав. Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа пользователей сети Интернет потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок. При этом особое внимание необходимо уделить праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет – ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несет ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.
Основные положения дистанционной торговли регулируются ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.
При заказе товаров через интернет-магазины стоит уделить особое внимание информации. На сайте должны присутствовать контактная информация продавца: полное фирменное наименование продавца, юридический и фактический адрес, а также информация о государственной регистрации (копия свидетельства о регистрации, его номер, кем и когда выдано).
В обязательном порядке на сайте должна быть размещена информация, характеризующая предлагаемый товар, а именно:
— сведения об основных потребительских свойствах товара и месте его изготовления,
— достоверная информация о цене и об условиях приобретения товара,
— сроки доставки, сроки службы или сроки годности товара;
— условия гарантии и порядок оплаты товаров и т.п.
После того, как покупателем заявлено согласие на приобретение товара, а продавцом подтвержден заказ, продавец не вправе изменять стоимость товара или условия его приобретения.
Доставка товара должна быть осуществлена в сроки, которые установлены в договоре. Если договором такой срок не установлен или товар не был передан покупателю в разумный срок, то продавец обязан передать товар в течение семи дней с момента предъявления покупателем соответствующего требования.
За нарушение сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и должен уплатить неустойку за каждый день просрочки.
Покупатель вправе без объяснения причин отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней.
Однако существует категория товаров, которые нельзя возвратить, это эксклюзивные товары, выполненные на заказ под покупателя. Их вернуть нельзя, если нет дефектов или повреждений.
Если товар, приобретенный потребителем дистанционным способом продажи, оказался ненадлежащего качества, то в этом случае потребитель в отношении товара с недостатками в целях защиты своих прав должен руководствоваться соответствующими положениями статей 18–24 Закона «О защите прав потребителей».
Тем не менее, потребителю необходимо знать следующее:
— для совершения покупки через Интернет желательно составить договор;
— более внимательно относиться к совершению покупки товара дистанционным способом, если цены в Интернет – магазине существенно ниже рыночных и обязательным условием является предоплата;
— покупатель должен быть осведомлен о фактическом адресе продавца, цене товара, оплате и сроке, в течение которого действует предложение о покупке. — осмотрительно относиться к заключению договора купли – продажи, если продавец осуществляет деятельность на рынке непродолжительное время;
— ознакомиться с отзывами о продавце в сети Интернет;
— проверить доменное имя Интернет – магазина на портале: https://cctld.ru/ru/;
— перед совершением покупки потребитель должен получить исчерпывающую информацию о товаре;
— в момент получения товара продавцом должна быть предоставлена в письменном виде информация о характеристиках товара, сроках его возврата, а также гарантийный талон;
— покупатель имеет право отказаться от совершения покупки до передачи товара. Если же товар уже получен, потребитель может отказаться от него в течение семи дней. Если в момент получения товара в упаковке не было информации в письменном виде о порядке и сроках возврата, покупатель может вернуть товар в течение 90 дней с даты его получения. Если товар не соответствует индивидуально-потребительским свойствам покупателя, он может отказаться от него. В данном случае продавец в течение 10 дней с момента требования обязан вернуть оплату. При этом возврату подлежит стоимость товара, за исключением затрат на доставку;
— для возврата товара продавцу он должен соответствовать изначальным характеристикам, то есть сохранить товарный вид и свойства на момент возврата;
— отказаться невозможно только от одного вида товара, который сделан под заказ, по вашим индивидуальным параметрам, например, пошив одежды, обуви или с персональной дарственной надписью;
— если причиной возврата товара служит претензия к его свойствам, продавец вправе заказать проведение экспертизы качества. Если он будет настаивать на этой мере, срок обмена увеличивается и будет равным 20 дням;
— многие магазины указывают, что товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка. Но такое требование не может считаться правомерным, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить исправность товара;
— в настоящий момент большой спектр товаров и услуг можно оплатить с помощью электронных денег. Безусловно, у электронных платежей очень много плюсов. Но иногда у пользователей возникают и проблемы, а именно: не прошел платеж, неправильно указал номер электронного кошелька и другое.
Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики.